uncle_ho: (задумчивое)
[personal profile] uncle_ho
ДОКЛАД
О эвакуации финансового и соц.обеспечения отделов Пермского Гор.Исполкома.


24 декабря 1918 г. в 3 часа ночи было получено телефонное распоряжение от Пермского Военно-Революц. К-та о сдаче последнему денежных сумм, с каковою целью в 6 час.утра председатель фин.отдела Шардин отправился в Ревком дабы выяснить вопрос о сдаче финансов Ревкому. Спрошен был один из членов Ревкома, может ли Ревком принять деньги в 7 часов утра, когда придет кассир исполкома Жучков (кассир был нужен для того, чтобы сдать деньги, т.к. касса накануне была незакончена вследствие того, что 23 декабря производились расчёты со служащими до 9½ часов вечера). В Ревкоме ответили, что в 7 часов утра ревком навряд ли будет в состоянии принять деньги, и что лучше Исполкому оставить при себе. Телефонное же распоряжение о сдаче денег Ревкому может быть и невыполнено вследствии быстро изменившихся обстоятельств не в нашу пользу.

В 6½ часов утра председатель Финотдела послал сторожа за кассиром, через час за кассиром был послан второй посыльный.

В 8 часов утра пришедший в исполком председатель Горсовдепа тов. Сулимов был спрошен председателем Финотдела: можно ли вскрыть кассу или дожидаться кассира? В это время на улицах слышалась сильная артиллерийская канонада и ружейные выстрелы. Председатель Совдепа ответил, что торопить не следует и лучше подождать кассира, дабы не брать на себя лишней ответственности за несосчитанные денежные суммы.

В 8½ часов утра председатель Соц.обеспечения тов.Горшков вышел из Исполкома в свой отдел для того, чтобы принять меры к спешной эвакуации отдела. Прибыв в отдел, Горшков отдал распоряжение о быстрой укладке отдела на подводы, что и было исполнено сотрудниками отдела. Склады отдела соц.обеспечения были уложены уже 21 декабря, и сметы на имеющийся там товар были поданы в комиссию по эвакуации, распоряжение каковой отдел и должен был выполнять, но в течении 3-х дней от комиссии по эвакуации относительно отдела Соц. обеспечения никаких распоряжении не последовало, и отделу не было предоставлено ни одной подводы для имущества последнему, вследствие чего продукты и товары отдела С.О., бывшие на складах, за исключением выданной недельной нормы для приютов и убежищь должны были остаться в критический момент, когда спешно [200] пришлось покидать г.Пермь под обстрелом белогвардейцев.

Из канцелярии было взято часть денежных документов, оставшиеся в кассе деньги в сумме 10000 руб. и пишущие машинки в колич. 3шт., 1 ротатор и 1 шопирограф и канцелярские принадлежности. Что же касается имевшегося в отделе обмундирования, то оно было заблаговременно распределено между лазаретами и военно-пленными. Кассиру отдела была оставлена часть денежных сумм для выплаты жалования по ведомостям неполучившим служащим отдела.

В 11 часов утра Соц.Обес. выехали на Казанский тракт.

Возвращаясь к моменту выезда из гор.Пермь; необходимо несколько подробнее остановится на эвакуации фин.отдела. В 8 часов утра 24 декабря, несмотря на то, что за кассиром Жучковым были посланы два посыльных, последний в исполком не явился, вследствии чего за ним был послан милиционер с наказом привести кассира под винтовкой.

В это время к Исполкому стали прибывать первые подводы. Председателю Финотдела и его секретарю Чернавину пришлось заняться погрузкой отдела на подводы. Книги и документы главной бухгалтерии были уложены в деревянные ящики и запакованы ещё накануне. Оставались незапакованными документы, реализированные 23 декабря, укладкой каковых пришлось заняться вследствие того, что кассир не являлся.

Положение города ухудшалось, и закончить кассу, не сведённую накануне не представлялось возможным. В это время в президиуме Исполкома собралось несколько членов Исполкома, хотели обсудить вопрос о немедленном оставлении города, о спешной погрузке имущества Исполкома и документов, но ни председателя Сулимова, ни секретаря Богораз не было, информации не было. Инструкции, данные членам исполкома президиумом, оказались недостаточными, и члены исполкома оказались предоставленными самим себе и должны были действовать по своему усмотрению.

На улицах слышалась сильная артиллерийская канонада, одиночные и залповые ружейные выстрелы и пулемётная пальба. Всё это нервировало людей и не давало им возможности сосредоточить мысли на разрешении вопросов.

В 9 часов утра пришли в исполком некоторые служащие, как-то: главный бухгалтер и два его помощника, последние были одеты уже по дорожному и около 10 часов утра садились на подводы, направляясь на Казанский тракт.

В 10 часов утра председатель Финотдела, зайдя в президиум Исполкома, не нашёл там никого. В этот момент прибыл председатель отдела Соц. Обесп. тов. Горшков за получением последнего распоряжения от президиума об оставлении Города. В это время в Исполкоме были два члена – Гудырев и Шардин, причём последний ожидал [200об] Жилинского, обещавшего сопровождать фин.отдел, хотя последним было предложено Исполкому выехать на Казанский тракт не позднее 9 часов утра.

Времени было уже 10 часов, когда тов. Гудырев указал Шардину в окно на проходившие воинские части, дабы тот как военный специалист обратил внимание. И действительно мимо Исполкома в спешном порядке, винтовки на изготовку, отступала первая цепь Мотовилихинского военного комиссариата. Раздумывать над положением было уже некогда, нужно было спасать деньги и ценности Исполкома, и т.т. Гудырев и Шардин принялись за вскрытие кассы, а тов. Горшков по предложению Шардина выехал на Казанский тракт. Пришедший в то время третий посыльный милиционер доложил, что кассира дома нет. Председателем финотдела было спешно отдано распоряжение идти в отдел управления, дабы взять т.т. и разыскать Жучкова. Тов. Гудырев уехал на Заимку к эвакуирующимся семействам членов исполкома и коммунистов, а тов. Шардин ушёл в отдел управления за отрядом конвоиров для своего отдела. В отделе управления пришлось задержаться минут 40, пока назначили конвоиров в числе 5 человек.

В 11 час. 40 мин. фин.отдел выехал из Исполкома в сопровождении только 2 конвоиров милиционеров, остальные три конвоира не прибыли. Выехали с фин. отделом следующие лица: председатель фин.отдела Шардин, секретарь Чернавин, налоговая комиссия в лице Перевозчикова и Ильина, сопровождающих Кивленко и Капустина и 2 вышеуказанные милиционера. Помощники бухгалтера Широков и Кочнин часом раньше сели на подводы и выехали по направлению к Казанскому тракту с подводами других отделов Исполкома. Когда выехал фин.отдел, мимо исполкома отступала в боевом порядке по направлению станции Пермь ІІ какая-то воинская часть. Посланный председателем фин. отдела за 5-ть минут до выезда нарочный в Ревком, никого уже нет, а также нет никого в чрезвычайной ком.

Фин.отдел под шрапнелью и треском пулеметов благополучно выехал на Казанский тракт к 12 часам дня. Путь по Казанскому тракту до В-Муллов был совершенно свободен и поэтому пройден быстро. Около Муллов, в Муллах и за Муллами догнали обозы воинских частей. Отступающие воинские части, между прочим, части Мотовилихинского военного комиссариата, далее шла школа инструкторов и пр. эвакуирующиеся советские учреждения.

25 декабря благополучно прибыли в Оханск. Того же 25 декабря в 3 часа дня из квартиры, где остановились отделы Финансовый и Городской Соц. обеспечения, председатель Фин. отдела ушёл в дом, где помещались остальные отделы Пермского Горисполкома, находящиеся по Торговой ул. [201], поручив имеющиеся при себе деньги в ящиках и чемодане оставшимся дома товарищам, главным образом секретарю своему тов.Чернавину. Прийдя в 4½ часа обратно, нашёл, что секретарь Фин. отдела Чернавин вышел из дома и обещал прийти через полчаса, но прошло несколько часов, а Чернавин не возвращался. Председатель Фин. отдела стал беспокоиться и пошёл разыскивать Чернавина по городу, но розыски остались безрезультатно. На следующий день 26 декабря утром было заявлено о случившемся в местный Чрезком и в местный отдел управления для принятия мер к розыску Чернавина.

26 декабря вечером по распоряжению Областного Ревкома двинулись на Дуброву. 27-го декабря прибыли в В-Соснову. Нужно добавить, что фин.отдел выехал из Оханска вместе с Гор.отделом Соц.Обесп. и совершал свой путь вместе до Казани. Утром 28 декабря из В-Сосновы выехали на Кленову. Вечером того же числа из Кленовы выехали на Токари, куда и прибыли утром 29 декабря. Из Токарей согласно маршрута должны были выехать на ст.Кузьму. В Токарях, дождавшись остальной обоз Гор.Исполкома, посоветовавшись с тов.Башкировым, попытались вызвать к телефону Верещагино и ст. Кузьма, но недобились никаких результатов.

Финотдел и отдел Соц.обеспечения решили выбраться обратно на Кленовку, т.к. оставаться с деньгами республики в месте неспокойном было бы преступлением.

Утром 30 декабря отделы финансовый и соц.обеспечения покинули Токари, выехав на Кленовку, и в тот же день двинулись по Казанскому тракту в Вятскую губ. по направлению к Казани. За всё путешествие никаких происшествий не случилось, обоз благополучно добрался до Малмыжа, где председатель финотдела сделал краткий доклад в комитете партии, несколько информировав последний об оставлении гор. Перми по настоятельной просьбе комитета партии. Дальнейшее путешествие от Малмыжа до Казани было совершено благополучно. 13 января 1919 года прибыли в Казань, где деньги Пермского Горисполкома были сданы отделению Народного Банка на текущий счет Председателя Фин.отдела.

Председатель Фин. отдела: (Шардин).
Пред. отд. Соц.обеспечения: (подпись).

Вятка. 12 февраля 1919 г.

Делопроизводитель: (подпись). [201об]

ЦДООСО.Ф.4.Оп.1.Д.7.Л.200-201об.

Верхние Муллы. Мельница на Мулянке
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

June 2023

S M T W T F S
     1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 2324
252627282930 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 25th, 2025 07:46 pm
Powered by Dreamwidth Studios